Олимпийскую постановку Раду Поклитару увидели три миллиарда человек

Танцюють всі 9

Судья шоу «Танцюють всі!» Раду Поклитару – один из самых востребованных европейских хореографов. За его плечами сотни выдающихся постановок как для камерной сцены, так и для больших залов. Казалось, ничто не в силах пошатнуть уверенность хореографа с таким опытом. Однако когда мэтру предложили работу над 13-минутным фрагментом церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, он запаниковал, ведь прежде ему никогда не доводилось делать постановку, которую по всему миру одновременно смотрели бы несколько миллиардов человек.

Раду Витальевич, на сцене церемонии открытия Олимпийских игр вы поставили, кроме прочего, хореографическую картину по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого. Насколько вам близка классика русской литературы?

В юности я жил и воспитывался в России. У нас роман «Война и мир» был в школьной программе. Школьники, как вы знаете, неохотно читают произведения из такой программы, но для меня именно этот роман Толстого каким-то волшебным образом составил исключение. Хоть книга огромная, я буквально проглотил ее от первой страницы и до последней. Так что еще в юности я влюбился в «Войну и мир» и мне не составило труда сказать свое слово по этому поводу на церемонии открытия Олимпийских игр.

Со школьной поры перечитывали двухтомник?

Скажу честно: нет. Но зато я в юности прочитал его достаточно вдумчиво.

Все поклонники русской классической литературы делятся на тех, кому нравится Толстой и тех, кому нравится Достоевский – а к какой категории относите себя вы?

Я прекрасно понимаю всё величие и гениальности Достоевского, но для меня чтение – это все же удовольствие (мыслительный процесс на втором плане). Так вот удовольствия от Толстого я получаю больше.

Когда режиссер всей церемонии открытия Олимпийских игр Андрей Болтенко сделал вам предложение о работе – как он мотивировал свое решение? Почему он не обратился к кому-то из российских постановщиков?

Я знаю, что у Андрея Болтенко был целый список российских хореографов, которые, на его взгляд, могли бы создать это хореографическое полотно. И моя фамилия в списке отсутствовала. (Смеется.) А когда он обратился за помощью в Большой театр, ему сказали, мол, все хорошо – у нас полно отличных постановщиков, но они абсолютно не умеют работать в команде, они самостоятельные демиурги. Тогда Андрей Болтенко посовещался с моим большим другом Ильей Авербухом, который и посоветовал меня, так как мы вместе работали на телевизионных проектах, а именно хорошая картинка для зрителей по всему миру стояла для организаторов церемонии на первом месте. Вот так выглядит не очень скромная, но правдивая история о том, как выбор в итоге пал на меня.

Когда вы с Андреем Болтенко обсуждали постановку, какой изначальный посыл вы от него услышали?

Триумф русского классического балета. При том не просто танцевальная форма, а театр в хорошем смысле этого слова. Упор также делался на масштаб стадиона, огромное количество человек, гигантские декорации и всё остальное. Поэтому в отличие от привычного для меня стиля (который я показываю и на ТВ, и в театре) мне пришлось работать именно в разрезе классического танца.

Poclitaru_Kult_04_05

Фрагмент постановки Раду Поклитару для церемонии открытия Олимпиады в Сочи

Вы четко воплощали идею режиссера церемонии или у вас была свобода действий? Что своего вы внесли в постановку?

Невозможно-невозможно-невозможно вспомнить это, потому как была проделана гигантская работа. Только начальный этап обсуждений занял у нас более полугода.

Не вдаваясь в подробности: сильно трансформировалась задумка по мере ее воплощения?

Да, первоначально действующих лиц должно было быть около 20. Но мы быстро поняли, что невозможно за 5 минут музыки (ровно столько длится бал Наташи Ростовой) внятно рассказать историю, в которой замешаны 20 человек. Поэтому я решил оставить только четверых героев из романа Льва Толстого и ввел еще одного героя, которого в романе нет.

Я знаю, что вы противник видеозаписей театральных постановок и считаете, что спектакли нужно смотреть вживую. Однако наибольшую аудиторию церемония открытия Олимпийских игр всегда собирает как раз из тех людей, которые смотрят ее, сидя у своих телевизоров. Как вы учитывали это, когда работали над постановкой?

Безусловно: у нас шла непрекращающаяся работа с операторами и режиссером телеверсии. 40 тысяч человек смотрели церемонию на стадионе «Фишт» и около трех миллиардов смотрели ее на телеэкранах во всем мире – это несопоставимые аудитории. Для меня было очень важно, чтобы режиссер трансляции смог максимально четко и бережно передать (где-то, может быть, наступив на горло собственному эго) именно мой замысел. Могу сказать, что процентов на 85-90 ему это удалось. Впрочем, я большой перфекционист, так что с большим удовольствием все бы переснял. (Смеется). Шучу, конечно.

_MG_9939

Раду Поклитару

Значит, этот опыт вам понравился, и впредь мы увидим еще больше видеоверсий спектаклей «Киев модерн-балета»?

Видеоверсии всех моих спектаклей уже есть. Более того: они монтируются при максимальном участии с моей стороны. И все же я повторял, повторяю и буду повторять: запись никогда не придаст постановке живого дыхания.

Как вы уже говорили, церемонию открытия Олимпийских игр смотрели миллиарды людей во всем мире. Интересно: вы нервничали из-за такой большой ответственности?

Нет, я из тех счастливых авторов, у которых коленки заканчивают дрожать где-то за два дня до премьеры. Я понимаю, что сделал все, и чувствую уверенность в своих артистах. Дальше идет техническая работа – нужно просто выйти на сцену и сделать всё, что было отрепетировано много-много раз.

Во время церемонии были какие-нибудь косяки, которые зрители не заметили, но про которые известно вам?

Был маленький косяк в последней части постановки под музыку Шнитке, но, уверяю, никто, кроме меня, его тогда не увидел и при повторном просмотре – тоже не увидит.

Расскажите теперь немного о том, как вообще проходили репетиции.

Сам репетиционные процесс длился полтора месяца: две недели мы ставили каркас хореографии в Краснодаре, потом был небольшой перерыв, и, начиная с 6 января, у нас был месячный период подготовки непосредственно в Сочи. Признаюсь, мы поставили свою часть церемонии гораздо быстрее, чем наши замечательные западные коллеги. Я даже отметил для себя, что период подготовки мы могли без потери качества сократить еще на две недели минимум.

Poclitaru_Kult_04_08

Фрагмент постановки Раду Поклитару для церемонии открытия Олимпиады в Сочи

Это потому что так легко работается постановщику со звездами российского балета?

Нет-нет, просто реально всё было готово задолго до церемонии. Но мы продолжали репетировать, потому что репетиции были у нас в графике. Такой вот парадокс.

Работали ли вы раньше с артистами, которые участвовали в этой постановке?

Да, с Иваном Васильевым-младшим (тот самый бравый гусар) и Александром Петуховым (ему досталась партия Пьера Безухова). Про остальных артистов я только знал, что они великие, но работать с ними прежде не приходилось – была только личная дружба.

Вы хореограф с мировым именем, а вот ваш ассистент Александр Лещенко за пределами Украины не очень известен. Как быстро удалось ему завоевать авторитет в работе со звездами российского балета?

Признаюсь, когда мне впервые поступило предложение от Андрея Болтенко сделать сегмент постановки длиной в 13 минут и с участием 400 человек, я запаниковал – никогда раньше мне не доводилось работать с таким большим количеством артистов. И тут я вспомнил о Саше Лещенко, с которым знаком уже 9 лет. Он ведь имеет большой опыт покорения больших зрительских масс – например, он победил в первом сезоне шоу «Майданс». В общем, я ему позвонил и говорю, мол, тут такое дело: 400 человек – надо с ними что-то сделать. И он мне так спокойно отвечает: «А что? Давай сделаем!» В общем, я счастлив, что Саша согласился стать моим ассистентом. Он заметно упростил работу. Этот парень действительно знает психологию масс и легко управляется с толпой. А со звездами он не работал – они подключились к нам лишь в последние десять дней. И с ними работал я сам. Саша трудился по вопросам организации общей картины и групповой хореографии большого количества танцоров.

Poclitaru_Kult_04_06

Фрагмент постановки Раду Поклитару для церемонии открытия Олимпиады в Сочи

Наверняка, вы получили множество отзывов о постановке от известных людей. Чьи и какие слова вас особенно порадовали?

Признаюсь, еще не было времени, чтобы все проанализировать. Хотя я действительно получил множество сообщений. А что касается социальных сетей, то у меня есть только один аккаунт во «Вконтакте», и я не заглядывал туда с момента старта церемонии открытия. Но я собираюсь это сделать, ведь мне не важно, кто оставляет отзыв: директор Большого театра или простой зрителей – теплые слова о своей работе приятно читать от кого угодно.

Раду Витальевич, раз речь идет об Олимпиаде, хочется еще узнать: как у вас вообще обстоят дела с зимними видами спорта?

Ой, признаюсь, я боялся, что меня кто-то об этом спросит до старта Олимпиады. А все потому, что я ужасно неспортивный человек.

Но на лыжах хоть разок в жизни стояли?

Никогда! (Смеется.) Извините меня ради бога, но я вообще не интересуюсь спортом.

Тогда просто поделитесь своими впечатлениями от олимпийского Сочи.

У меня было ощущение, что я попал в город будущего. Раньше я никогда не бывал в Сочи и на Красной поляне. Но то, что я увидел сейчас – это вполне себе мировой уровень, а то и на порядок выше.

Роман Щербаков